Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. Притчи Соломона.
ЖЗЛ / Жизнь замечательных людей / | Сентябрь 13, 2011,21:43
Муниципальное образовательное оздоровительное учреждение для детей,
нуждающихся в длительном лечении
"Санаторная школа-интернат" г.Тарко-Сале
Пуровского района Ямало-Ненецкий автономного округа,
e-mail: tsinternat@mail.ru
Директор Грабельников Павел Юрьевич
Тарко-Салинская школа-интернат основана в 1933 году и является первой школой в Пуровском районе. В настоящее время в школе-интернате живет и обучается 428 ребят коренной национальности. Есть своя столовая на 150 мест, оборудовано 24 учебных кабинета, 2 мастерских, школа подключена к системе Интернет, функционирует здравпункт, оснащенный современной медтехникой, кабинет корригирующей гимнастики, спортзал, библиотека. В 2011-2012 учебном году начнется строительство нового учебного корпуса в капитальном исполнении.
В данное время в школе работает замечательный коллектив педагогов из 111 чел., многие из которых проработали в школе от 30 до 15 лет. Это Хоменко Лидия Васильевна, Газизова Рамзия Миргазияновна, Портнова Елена Ивановна, Дмитрюкова Надежда Александровна, Архипова Светлана Николаевна, Докучаева Ольга Илекувна, Артеева Зинаида Ильинична, Ярош Татьяна Ивановна, Хайитметова Сания Гарифуллаевна, Лукьянов Олег Николаевич, Остафийчук Михаил Михайлович, Ахмедьянова Мавлида Сафаргалиевна, Исмагилова Алиме Муджаиитовна.
Высок педагогический потенциал школы: 76 педагогов имеют высшее образование, высшую квалификационную категорию – 14 человек, первую категорию – 31, вторую – 34 педагога.
Огромное уважение коллег, родителей, учеников снискали «Отличники народного просвещения» Рогожникова Мария Федуловна, Захарова Людмила Ивановна, Граблина Татьяна Федоровна.
Ветеран ЯНАО, «Отличник народного просвещения», Людмила Васильевна Беденко, награжденная медалью «Ветеран труда», посвятила родной школе 40 лет.
На протяжении 38 лет отдавала свое сердце детям «Отличник народного образования», награжденная медалями «Ветеран труда», «За трудовое отличие» Елизавета Сабировна Шангина, ставшая за эти годы родным человеком, который всегда поддержит, выслушает и вдохновит на новые успехи своих коллег и воспитанников. Ныне она вышла на заслуженный отдых.
Лукьянов Олег Николаевич, судья I категории Кубка и первенства России по национальным видам спорта Северного многоборья, является Лучшим преподавателем физического воспитания ЯНАО и входит в Спортивную элиту Ямала 2007 года и в Спортивную элиту Пуровского района 2008 года.
В школе работают 9 ветеранов ЯНАО, 1 «Почетный работник общего образования РФ» - Горохова Лидия Михайловна, 4 ветерана труда, 3 педагога, награжденные медалью «Ветеран труда», медалью «За трудовое отличие» - 1 педагог.
«Отличник физической культуры и спорта», рекордсмен России в метании топора на дальность, Чемпион России в беге с палкой, судья I категории, участник Всемирных Арктических игр в США, учитель физкультуры Илья Кириллович Макаров награжден медалью «80 лет Госкомспорту России».
Многие педагоги школы-интерната ведут исследовательскую деятельность. В течение 2-х лет апробируется программа «Школа-2100», внедряется система профилизации по направлениям: естественно-математическое, универсальное, технологическое. Происходят изменения в области содержания образования: апробация в условиях школы новых курсов и предметов через введение литературного краеведения в 2-4 классах, географии ЯНАО – 8-9 кл., литературы народов Севера – в 10-11 кл., культуры народов Ямала – в 7-9 кл., оленеводства, этнотехнологии – 5-7 кл., курса «Малая техника Севера» - в 9 кл., родного языка – в 0-8 кл., изучение информатики и иностранного языка в начальной школе.
Педагоги школы в своей деятельности активно применяют инновационные технологии: технологии проблемного и интегрального обучения, дифференцированного и интенсивного обучения, проектные технологии, технологии педагогики сотрудничества, применения УДЕ на уроках русского языка, игровые технологии, нетрадиционные виды преподавания, компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы.
В школе работает 11 предметных методических объединений, 4 объединения воспитателей, объединение классных руководителей и 5 творческих групп.
Школа-интернат является опорной школой по изучению национально-регионального компонента в образовании. На базе школы-интерната в 2005 г. проведены окружные курсы для воспитателей района по теме «Особенности организации уклада жизни детей школ-интернатов семейного типа».
Творческими группами разработаны и внедряются программы «Совершенствование профессиональных знаний и умений учителей на основе учета из педагогических затруднений» и программа «Мониторинг эффективности функционирования потенциала развития образовательных систем в школе-интернате».
Дополнительное образование осуществляется через работу объединений по интересам, спортивные секции: хореографический ансамбль «Хайерако-Сей» (руководитель Котельникова Валентина Ивановна), музыкально-театральную студию «Вдохновение» (руководитель Лобкова Наталья Ивановна), ансамбль шумовых инструментов «Ложкари» (руководитель Никитин Юрий Никитич), «Пуровский рассвет» (руководитель Агичева Октябрина Кытымовна), «Таежный следопыт» (руководитель Топоева Нина Александровна), «Бисероплетение» (руководитель Пименова Татьяна Арсентьевна), «Кулинария» (руководитель Ярош Татьяна Ивановна), «Национальные виды спорта» (тренер Макаров Илья Кириллович).
Дети-воспитанники школы-интерната очень талантливы и артистичны. Так, творческая группа «Ассоль» в 2008 году стала Дипломантом II степени районного конкурса «Серебряная маска», Дипломантом III степени Международного фестиваля детского и юношеского творчества «Золотые купола» в номинации «Мода и дизайн» (руководитель Батарева Ольга Александровна). Шибанова Ксения – дипломант III степени международного фестиваля детского и юношеского творчества «Золотые купола» в номинации «Вокал» (руководитель Устинова Любовь Ивановна).
Ансамбль «Сенгакоця» под руководством Устиновой Л.И. в апреле 2007 г. на Региональном фестивале «Золотые купола» стал дипломантом III степени. Школьный национальный хореографический коллектив «Хайерако-Сей» – Призер VII областного детского национального фестиваля «Радуга», г. Тюмень, 2007 г. (руководитель Котельникова Валентина Ивановна).
Учащиеся школы – призеры предметных олимпиад и научно-практических конференций. В 2005-2006 учебном году: Музыкантова Любовь заняла II место в Окружной олимпиаде по технологии (учитель Батарева О.А.), в окружной научно-практической конференции «Ступень в будущее» Мутикова Алена заняла 3 место в номинации «Мода и дизайн» (учитель Батарева О.А.), Кунин Савелий – III место в Окружной научно-практической конференции студентов и школьников «Ступень в будущее» (учитель Новикова Эльвира Васильевна).
Школа-интернат – школа санаторного типа, поэтому проблеме здоровья и оздоровления учащихся-воспитанников, представителей коренных малочисленных народов Севера, уделяется особое внимание. Уже много лет работает комплексно-целевая программа «Здоровье», объединившая усилия администрации, педагогического коллектива, медицинской и психологической служб школы-интерната (руководитель Гильметдинова Эльмира Мубиновна), цель которой – создание условий, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития детей.
Значимы успехи школы в национальных видах спорта, руководит которыми тренер-преподаватель Высшей категории, Лучший тренер спортивной элиты Пуровского района с 2001 по 2008 гг, старший тренер молодежной сборной команды Пуровского района Макаров Илья Кириллович. Это педагог, работающий по авторской программе «Национальные виды спорта», воспитавший и подготовивший 18 Мастеров спорта России, 1 Абсолютного Чемпиона России 2005 года по национальным видам спорта. Его воспитанники являются Абсолютными рекордсменами и Чемпионами России, Тюменской области, ЯНАО, ХМАО и Пуровского района с 1995 года и по настоящее время. Среди них – Агичев Алексей Николаевич, Мастер спорта, бронзовый Чемпион 2007 года в метании тынзяна на хорей, II место в первенстве ЯНАО среди школьников в Северном многоборье.
Ребята занимаются не только национальными видами спорта, но и греко-римской борьбой под руководством Подколзина Н.А., Чебан С.А., являются мастерами спорта, занимают призовые места в соревнованиях различного уровня: Музыкантов Александр – 1 место в региональных соревнованиях на Первенство ЯНАО (2006 г., г. Новый Уренгой), 1 место во Всероссийском турнире в г. Сургуте (2005 г.), 1 место на Финальном первенстве УрФО в г. Челябинске (2007 г.), 3 место на Международных соревнованиях в г. Геленджике (2007 г.), выполнил норматив Мастера спорта на Международном турнире в Московской области (ноябрь 2007 г.); Кунин Алексей и Айваседо Михаил – Первые места во Всероссийских соревнованиях (2006 г.); Кунин Виктор – 1 место на Первенстве ЯНАО в 2007 г.
В 2007 году школа заняла II место в областных соревнованиях «Гимнастическое многоборье», III место в зональной образовательной олимпиаде по предмету «Физическая культура», Окружном конкурсе «Президентские состязания», Окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта среди допризывной молодежи.
Творческий и интеллектуальный потенциал педагогов школы высок, поэтому они реализуют его, принимая участие в различных конкурсах, проектах, конференциях. Так, Агичева О.К., педагог ДО, в 2006 г. принимала участие в Международном симпозиуме по языку и культуре лесных ненцев, проходившем в Финляндии, г.Тампера. Учитель родного языка Кусамина Римма Александровна и учитель истории Сязи Надежда Максимовна в 2006-2007 учебном году приняли участие в конкурсе на получение Гранта Президента России и стали его заслуженными обладателями. Кроме того, Кусамина Р.А. приняла участие во Всероссийском форуме «Языки народов Российской Федерации – национальное богатство общества и государства», проходившем в г.Москве в 2007 г.
В школе для детей и педагогов работает богатая библиотека, которой 30 лет бессменно руководит Лугуева Гуризат Цахуевна.
ИКТ в школе | Сентябрь 13, 2011,19:41
Методическая разработка урока литературы с использованием ИКТ (презентация представлена в альбоме "Общие")
Краткая аннотация: Урок спланирован для учащихся 10 класса. Дается в процессе изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Время проведения – 1 урок, поэтому необходимо работать в хорошем темпе.
Тема: Суд над бонапартизмом
Цели и задачи:
Тип урока: нетрадиционная форма (урок-суд), интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование:
портреты Кутузова и Наполеона, Л.Н.Толстого;
выставка книг о полководцах, об Отечественной войне 1812 года;
оформленные стенды: газета о писателе, иллюстрации о Бородино, темы сочинений по роману;
трибуна;
медиа-средства (проектор, экран для презентации);
карточки-визитки на столах,
молоток и дощечка для судьи.
Методические задачи урока: использование разнообразных форм и методов урока
Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование игровых и современных информационных технологий (программа – презентация).
Межпредметные связи: история России, Франции; изобразительное искусство, информатика (информационные технологии).
Эпиграфы к уроку:
«…Жалкий человек!
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один воюет он. Зачем?»
М.Ю.Лермонтов «Валерик»
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
«Гений и злодейство – вещи несовместимые».
Л.Н.Толстой
План урока:
1. Психолого-организационный момент. Постановка проблемы, которую необходимо решить на уроке.
2. Выступления учащихся с сообщениями о великих полководцах с использованием Презентации.
3. Ролевая игра «Суд над Бонапартизмом».
4. Завершение «суда».
5. Продолжение урока. Беседа. С использованием последнего слайда в презентации «Наполеон в начале и в конце жизненного пути». Сравнительный анализ портретов с выводом.
6. Заключительный этап. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке, их активности. Домашнее задание.
7. Рефлексия (1-2 мин.)
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент. Постановка проблемы (в форме беседы).
Слово учителя: Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем работу по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Давайте вспомним, на фоне какого исторического события происходит действие романа?
( в России идет Отечественная война 1812 года, когда русский народ защищает родную землю от нашествия французской армии).
Учитель: кто руководит этими двумя армиями?
( со стороны России генерал-фельдмаршал Кутузов, а со стороны Франции – Наполеон I Бонапарт).
Учитель: Да, имена этих великих полководцев вошли в историю человечества.
Давайте обратимся к исторической справке. ( ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА о Наполеоне с одновременным показом слайдов ПРЕЗЕНТАЦИИ о нем до слайдов о Кутузове).
Слово учителя: Спасибо. Согласитесь, Наполеон – весьма известная историческая личность. Но кто нам ближе по духу? На чьей стороне всегда была правда? – конечно, на стороне нашего соотечественника, на стороне России (ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА с одновременным показом слайдов из ПРЕЗЕНТАЦИИ о Кутузове до последнего слайда “Наполеон в начале и в конце жизненного пути»).
Учитель: Спасибо.
Слово учителя: Итак, два совершенно разных по своей сути полководца и война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого. К оценке поступков отдельных людей, к оценке исторических событий писатель подходит с критерием добра и зла. Развязывание войны он считал величайшим проявлением зла.
Вспомним стихотворение Лермонтова «Валерик»: читаю слова эпиграфа 1 (на доске). В оценке и в изображении войны Толстой очень близок к Лермонтову. Как и Лермонтов, он противопоставляет войне мирную жизнь природы, которая дарует радость всему живущему на земле.
Война – всегда «страшное дело». Но Толстой понимает, что участие в этом «страшном деле» может быть чудовищным преступлением, а может быть – вынужденной самозащитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным. Поэтому писатель всю силу своего обличения направляет против тех, по чьей вине возникают войны.
Изображение в романе Наполеона и – шире – бонапартизма помогает нам понять, какие исторические силы порождают «страшное дело» - войну.
Учитель: Обратимся к теме нашего урока: «Суд над бонапартизмом». Само понятие «суд», ребята, противохристианское: «Не суди, да не судим будешь». Но есть такие явления, пройти мимо которых мы не имеем права: они разрушают нашу жизнь, наш мир. Задача заседания нашего суда: найти доказательства для осуждения ставшего широким и распространенным понятия бонапартизма, изучить эти доказательства и вынести соответствующий приговор, если таковой состоится. Действие суда происходит по окончании войны 1812 года. Атрибутом этого времени будет кивер гренадеров Кутузовского полка.
3. Ролевая игра «Суд над бонапартизмом»
Я, председатель заседания данного суда, объявляю суд открытым. На данном заседании рассматривается дело о бонапартизме.
На заседании присутствуют:
Обвинители:
Главный обвинитель – автор Л.Н.Толстой (в роли гл.обвинителя – Ф.И.).
От имени народа и армии обвинение поддерживает генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (в роли Кутузова – Ф.И.).
Обвиняемые: Наполеон I – Ф.И.
В роли защитника Наполеона – Ф.И.
Богданыч – Ф.И.
Растопчин – Ф.И.
Берг – Ф.И.
Аракчеев –Ф.И.
Также будут приглашены свидетели –
Родион Раскольников (Ф.И.)
Андрей Болконский ( Ф.И., в реквизите)
Пьер Безухов ( Ф.И., в реквизите)
Секретарь заседания – Ф.И.
Обвинителей, защитников, публику прошу занять места.
Председатель суда – Слово для обвинения предоставляется главному обвинителю – писателю Л.Н.Толстому. Раскройте суть вашего обвинения.
Главный обвинитель – Я обвиняю Наполеона в безмерном властолюбии и честолюбии, индивидуализме, жажде славы и почестей, в тупом равнодушии к людям, по чьим трупам он спокойно шагает к власти. Такое поведение Наполеона Бонапарта вызвало целое явление – бонапартизм, пагубно влияющее на людей, желающих во всем следовать своему кумиру.
Судья: Спасибо, присаживайтесь. Поддержать обвинение предоставляется фельдмаршалу М.И.Кутузову.
Кутузов: Ваша честь, раз мы говорим о целом явлении, которое породил Наполеон, я, как полководец, не могу не сказать о полковом командире Богданыче: Он посылает на задание поджечь мост через Энс большую группу людей, хотя хватило бы и двух-трех, но нет – он посчитал, что так его заметит начальство и орден «Владимира с бантом даст». А то, что есть потери – один ранен, а один «наповал» - пустячок, по его мнению. Чем не маленький Наполеон? Разница только количественная: Бонапарту нужно мировое господство, а Богданычу – орден; Бонапарт ведет на смерть тысячи людей – Богданыч жертвует единицами. Но и тот, и другой ослеплены, они не знают, что такое добро, правда и справедливость.
Я также обвиняю Растопчина: он жертвует жизнью другого человека, жестоко расправляется с Верещагиным, лишь бы спастись самому. Такой поступок тоже напоминает действия Наполеона, который с такой же легкостью относится к жизни человека.
А Берг, а Растопчин – ничем не лучше Богданыча: этот тихонький Берг и всесильный Аракчеев – все вы жадно тянетесь, ползёте к власти, к почестям, к материальным благам; вас интересует только карьера, которая приведет к власти. Вы совсем забыли о нормальных человеческих чувствах…
Судья: Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста. Обвиняемые, встаньте. Есть у вас что сказать в свою защиту?
Растопчин (равнодушно): «Но я не для себя это делал. Я должен был так поступать».
Судья: Наполеон Бонапарт, у вас есть что ответить?
Наполеон (важно молчит; рука за полой пиджака)
Защита Наполеона: Он делал это во имя славы французской нации.
Судья: Присаживайтесь.
Главный обвинитель (резко встает): Ваша честь, но какими путями он добивается этой славы?! Он идет по головам живых людей!
(обращается к Наполеону): Вы развязали войну, устроили настоящую кровавую бойню, Вы не думаете о тех людях, которых ведете на смерть и о тех, против кого затеяли войну. Вам мало Франции, своего государства, вам захотелось всемирной славы? Ваша честь, беря пример с обвиняемого, многие человеческие судьбы были сломлены. Обвинение намерено представить доказательства этому.
Судья: Обвиняемый Бонапарт, вы признаете свою вину?
Наполеон (важно, гордо, с подобающими ему жестами): НЕТ! Я велик! Весь мир, в том числе и чьи-то жизни должны подчиняться мне, моей цели. А война обычно – как раз и помогала мне этого добиться. Всё, что я делаю – есть история!
Судья: Господа обвинители, какие ещё доказательства своему обвинению вы можете представить?
Гл.обвинитель (встает): Ваша честь, разрешите пригласить косвенного свидетеля Родиона Романовича Раскольникова.
Судья (секретарю) : Пригласите свидетеля Раскольникова
Входит Раскольников, встает за трибунку.
Судья: представьтесь, пожалуйста.
Раскольников: Я Родион Романович Раскольников, герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бывший студент, отбывающий наказание за совершенное двойное убийство.
Судья: Что вы можете сказать по сути рассматриваемого дела?
Раскольников. Я стремился восстановить справедливость в жизни окружающих меня людей, много думал и размышлял об этом. И в моем больном уме созрела теория, согласно которой я разделил всех людей на два класса : тварь дрожащая и право имеющие. Мне очень хотелось верить, что я как раз из тех, избранных, которым все дозволено, и В ЭТОМ МОЯ БОЛЬШАЯ ОШИБКА. Выходит, я думал о себе, а не о других, я думал, что я – избранный, что я – сильная личность, такой, какой, как Наполеон. Спасибо, мне помогли понять, что я глубоко заблуждался.
Наполеон (выкрик с места): Вот видите – Я ВЕЛИК!
Судья (стучит молотком): Бонапарт, Вам делается замечание! (обращается к Раскольникову): Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста, в зале.
Гл.обвинитель (секретарю): Пригласите свидетеля Андрея Николаевича Болконского.
Входит Болконский и встает за трибунку.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Свидетель Болконский:
Я Андрей Николаевич Болконский, князь, представитель старого дворянского рода Болконских. По сути своей я холоден и сдержан, но по молодости был большим романтиком: я мечтал совершить подвиг, мечтал о славе, подобно наполеоновской, о высоком призвании. Как некогда Чацкий, «О себе задумал я высоко». Но испытал разочарование: честолюбие и стремление к славе, к известности привели меня не открытию добра и правды, а к глубокому душевному кризису. И только это высокое небо Аустерлица, этот старый дуб все перевернули во мне. Я понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем моя мечта о своем Тулоне, чем война и слава Наполеона. Я ожил для настоящей жизни.
Судья: Спасибо, свидетель Болконский, присаживайтесь, пожалуйста, в зале.
Гл.обвинитель: Ваша честь! Разрешите приобщить к делу маленький отрывок из текста романа. Дело в том, что наш свидетель по скромности своей не сказал об очень важной детали, мне бы хотелось её огласить.
Судья: Если это имеет отношение к нашему делу, пожалуйста.
Гл.обвинитель: Дело в том, что когда свидетель Болконский понял, что радость жизни для него состоит в тихой жизни и спокойной семейной жизни, он был в бреду после ранения. Важно следующее: «Он уже наслаждался этим счастьем, когда вдруг являлся маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоения». Этот отрывок свидетельствует о том, какие психологические муки и сомнения может переносить человек, испытавший на себе влияние бонапартизма.
Гл.обвинитель подает лист с текстом судье на стол.
Судья (просмотрев): Хорошо, этот эпизод суд примет во внимание.
Гл.обвинитель (секретарю): Разрешите пригласить свидетеля Пьера Безухова.
Входит Безухов и встает за трибунку.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Свидетель Безухов:
Я Пьер Безухов, сын московского вельможи графа Безухова. Я из той передовой молодежи нашего времени, из которых впоследствии вышли декабристы. …Жизнь полна противоречий, поэтому я тоже не всегда шел праведным путем, часто совершал ошибки … И в итоге столько времени я потерял бездумно: вел разгульную жизнь в кругу столичной аристократической молодежи. У меня перед глазами был яркий пример, которым я восхищался – Наполеон. Я восхищался его гением, его невероятной судьбой. Еще в салоне Анны Павловны Шерер я защищал идеи французской революции, ошибочно убеждал других в том, что Наполеон – глава революционной Франции. Мне очень хотелось самому произвести республику, самому быть наполеоном. Я жил для себя… Но все-таки понял, что глубоко заблуждался, и стал жить для других, когда понял, в чем истинный смысл жизни.
Судья: У вас всё? Присаживайтесь в зале.
Обращается к главному обвинителю: Еще будут доказательства?
Главный обвинитель: НЕТ.
Судья (ВСТАЕТ) и секретарь говорит:
Секретарь: Прошу всех встать.
ВСЕ ВСТАЮТ.
Судья (стоя): На основании прений, исследовав материалы дела и заслушав свидетельские показания, суд выносит следующий приговор:
Осудить бонапартизм во всех его проявлениях (перечисляет):
безмерное властолюбие, индивидуализм и карьеризм, честолюбие, жажду славы и почестей. Главный аргумент против тех, кто считает действия Наполеона I Бонапарта великими и стремится походить на него во всём – один : «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
4. Завершение суда. Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста.
Слово учителя: Итак, ребята, суд закончился, приговор вынесен. Я хочу продолжить разговор по поднятой проблеме и привлечь ваше внимание ко второму эпиграфу нашего урока: вслед за Пушкиным Лев Толстой утверждает, что «гений и злодейство – вещи несовместные». Давайте посмотрим, прав ли писатель, говоря о несовместимости этих понятий на примере жизненного пути Наполеона: вот таким он начал
(показ последнего слайда ПРЕЗЕНТАЦИИ),
а вот таким закончил свой путь. Видите разницу?
(учащиеся отмечают произошедшие в Наполеоне изменения как в одежде, так и во внешнем облике: обрюзглость, выражение лица и т.д.)
Но почему он сильно изменился и изменился, как видим, в худшую сторону, ведь он был полон честолюбивых планов, у него были великие -для него великие –цели?
Ответы учащихся, говорящих о том, что важно, какими путями он этого добивался…
Так в чем же правота автора?
Ответ: Его образ мыслей, действия и поступки привели к такому плачевному итогу. Быть гением невозможно, если ты несешь людям зло, жестокость, несправедливость.
Учитель: Хорошо, ребята. Вы молодцы. Все вы сегодня с поставленной задачей справились, роли свои исполнили отлично, и те, кто исполнял главные роли – получаете оценки «отлично».
Оценки за оформление стенда о Бородинском сражении и газету о Л.Н.Толстом.
Домашнее задание - написать мини-сочинение на одну из тем:
1) Представитель народной войны Кутузов.
2) «Непобедимая» французская армия Наполеона.
Индивидуально задание тем, кто был малоактивным (назвать имена) на данном уроке:
Сообщение (краткий пересказ с элементами анализа «Дела и люди партизанских отрядов» – на следующий урок)
7. Желательно оставить 1-2 минуты в конце урока, чтобы провести краткую беседу по теме, связать ее с историей России, мировой историей и современностью (действия США на Ближнем Востоке и т.д.), т.е. провести рефлексию по проблеме, поднятой на уроке.
ИКТ в школе | Сентябрь 13, 2011,16:59
Компьютер и зрение
В последнее время проблема зрения встала очень остро для тех, кто вынужден проводить много времени за компьютером. Дело в том, что при работе на компьютере пользователи редко моргают, а это приводит к возникновению сухости и рези в глазах. Кроме того, компьютер заставляет нас острее фокусировать взгляд, а это приводит к головным болям, головокружению, возникновению эффекта дымки в глазах, раздвоенности изображения.
Избавиться от напряжения глаз можно, установив правильное расстояние между глазом и экраном компьютера. Это первый шаг к решению проблемы снятия усталости глаз. Но помимо этого есть много других решений.
Полностью выключив свет в комнате, вы создадите дополнительное напряжение для глаз. Лучше слегка приглушить яркость ламп, чтобы избежать появления бликов на экране.
Выбирайте для себя такое расстояние между глазами и монитором, чтобы можно было четко видеть изображение на экране, не напрягая при этом шею.
Следуйте правилу 30-30. Чтобы избежать сухости в глазах, устраивайте 30-секундную паузу после каждых 30 минут работы на компьютере. Во время такой паузы выполните следующее упражнение: держа голову прямо, вращайте глазами вокруг комнаты в течение нескольких секунд. Затем, задержав взгляд на одной точке, вращайте головой. И, наконец,
Увеличьте влажность воздуха. Поставьте в комнате увлажнитель воздуха или большое растение в горшке, чтобы увеличить влажность воздуха. Это поможет избежать сухости в глазах и компенсирует недостаток моргательных движений.
Выпивайте по 5- 6 стаканов воды. Это не только обеспечит вашим глазам дополнительную смазку, но и заставит почаще отлучаться в туалет, тем самым сокращая время пребывания у компьютера.
Устраните любые световые блики на экране компьютера. Измените угол поворота экрана или освещение в комнате, или же задерните окна шторами, или установите специальный световой фильтр на экране компьютера.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА | Сентябрь 13, 2011,16:11
Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи. Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях: Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева)
Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река, Как играют алмазы, как играет вино, Как играть без отказа иногда суждено. (Б. Пастернак)
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются такие тропы: метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, например:
Вокруг белеющих прудов
Кусты в пушистых полушубках,
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.
(С. Маршак)
Поэт сравнивает снег, засыпавший голые кусты, с пушистым полушубком: он тоже белый, мягкий и греет.
Ель рукавом мне тропинку завесила. Слово рукавом создает яркий художественный образ. Читателю представляется густая раскидистая ель, которая завешивает проход на тропинке своей ветвью, словно длинным свисающим рукавом.
Еще одна разновидность тропов — метонимия. Это слово, употребленное в переносном значении, основанном на смежности. Когда М. Исаковский пишет: Только слышно, на улице где то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр): Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — все кипит...
Эпитет — это художественное определение: Ког да бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен.., (А. Фет)
Сравнение — это сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
(М. Лермонтов)
Олицетворение — перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы.
Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная,
Как последний вздох души.
(К. Бальмонт)
С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ — «родник» и ключ — «отмычка».
Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи:
Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу! Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу!
(А Пушкин)
Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта:
Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите. (Э. Кроткий)
Омонимичные рифмы — яркое средство звуковой игры. Им блестяще владел И. Бродский:
Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича.
(Холмы, 1962)
Выразительность речи усиливает употребление синонимов — слов, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской.
О красоте и выразительности речи носителя языка можно судить по тому, как он использует синонимы. Не владея синонимическим богатством родного языка, нельзя сделать свою речь яркой, выразительной. Бедность словаря часто приводит к повторению одних и тех же слов, тавтологии, к употреблению слов без учета оттенков их значения. К. Чуковский, рассуждая о переводах, задавал вопросы и сам отвечал на них: «Почему всегда пишут о человеке — худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Не лачуга, не хибарка, а хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой — и мало ли какие еще».
Синонимы позволяют разнообразить речь, избежать употребления одних и тех же слов. И писатели умело ими пользуются, не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов. Вот, например, как делает это Н. Гоголь, описывая Чичикова:
О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, — он показал, что ему не безызвестны и судейские проделки; было ли суждение о бильярдной игре — ив бильярдной игре он не давал промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели он рассуждал очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина — ив горячем вине он знал прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.
Иногда писатели используют несколько синонимов подряд, как бы нанизывая их, чем достигается усиление признака, действия, например:
И понял я, что клятвы не нарушу,
А захочу нарушить — не смогу,
Что я вовеки не сбрешу, не струшу,
Не сдрейфлю, не совру и не солгу. (Б Слуцкий)
у Ф. Достоевского: Кричали, что это грешно, даже подло, что старик не в своем уме, что старика обманули, надули, облапошили.
С помощью синонимов автор уточняет название понятия: Душу мою постепенно наполнил неизъяс нимый страх... Этот страх обратился в ужас, когда я стал замечать, что я заблудился, сбился с пути. (А. Чехов)
Милостивый государь, — начал он почти с торжественностью, — бедность не порок, это истина... Но нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. (Ф. Достоевский)
Уста и губы — суть их не одна, И очи — вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина, Другим — глубокие тарелки!
Сталкивая в одном контексте синонимы, поэт А. Марков дает образную характеристику их стилистическому различию.
Особое место в системе выразительных лексических средств занимают антонимы. Антонимы — это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения: друг — враг, тяжелый — легкий, грустно — весело, любить — ненавидеть. Антонимы бывают не у всех слов. Если слово многозначно, то для каждого значения может быть свой антоним: худое ведро — целое ведро, худой поступок — хороший поступок. Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:
Дома новы, а предрассудки стары. (А. Грибоедов)
Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов)
Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин)
То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н. Некрасов)
Антонимы постоянно используются в антитезе — стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
И Смерть и Жизнь — родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
(Д. Мережковский)
Вот, например, как использует антонимию слов добро и зло В. Берестов в стихотворении с таким названием "ДОБРО И ЗЛО":
Зло без добра не сделает и шага
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло —
Не нужно выдавать себя за зло!
См. также стихотворения М. Лермонтова «Парус» и А. Пушкина «Ты и я»:
Ты богат — я очень беден; ты прозаик — я поэт...
или у М. Цветаевой:
Не люби, богатый, бедную, не люби, ученый, глупую.
Явление антонимии используется для создания нового понятия путем соединения контрастных по значению слов: «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Плохой хороший человек». Этот стилистический прием называется оксюморон. Его очень любят использовать публицисты в заглавиях статей, очерков: «Дорогая дешевизна», «Большие беды малого флота».
Мощным эмоциональным воздействием на читателя обладает лексический повтор, когда путем повторения слова выделяется ключевое понятие в тексте. Например, в отрывке из романа Л. Толстого «Анна Каренина»:
Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении — но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести.
В поэтических произведениях как средство выразительности используются такие виды лексического повтора, как анафора и эпифора.
Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Ею нередко пользуются поэты:
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.
(М Лермонтов)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна. (А Фет)
Пример анафоры в поэзии В. Берестова:
Любили тебя без особых причин
3а то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
Эпифора — повторение слов или словосочетаний в конце строк:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А Блок)